РУБРИКИ

 


Компания ПАРКЕТ ВОРОНЕЖ - паркетные работы в Воронеже любой сложности.

Профессиональные минусовки, изготовление минусовок и аранжировок.

2009

2008

2007

2006

АРХИВ ЖУРНАЛА
    

ПРАВИЛА ИГРЫ В ПУЛ

Стандартизированные правила Всемирной ассоциации пула и бильярда (WPA) (Утверждены в декабре 1999 г.) 

1. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Нижеследующие правила касаются процесса игры, способа подсчета очков, судейства и обязанностей при проведении соревнований во всех видах лузного бильярда. Однако положения и принципы данных правил должны рассматриваться как составная часть Общих правил лузного бильярда и применяться во всех матчах, независимо от того, является соревнование официальным или нет. 

1.1. ОБЯЗАННОСТИ ИГРОКА
Игрок обязан знать все правила, положения и предписания, применимые к соревнованию. Несмотря на то, что судейская коллегия турнира должна прилагать все возможные усилия, чтобы в положенное время обеспечить всех игроков необходимой информацией, конечная ответственность лежит на самом игроке. (Исключение из правила - см. Правило 2.16.) Игрок не освобождается от ответственности, если этой информации ему не предоставили; ответственность за знание ситуации и/или правил лежит на игроке. 

1.2. ПРИНЯТИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
Перед началом турнира игроки должны удостовериться в том, шары и другое оборудование стандартны и соответствуют правилам. Как только они начали матч, они не имеют права ставить под сомнение соответствие используемого оборудования правилам (если только соперник и судейская коллегия турнира совместно не согласятся с возражением и судейская коллегия не предоставит имеющейся в наличии замены).

1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
Игроки не имеют права использовать оборудование и аксессуары в иных целях или иным образом, чем те, для которых эти предметы предназначены (см. Правило 3.42 и Правило 3.43). К примеру, емкости с тальком, кубики мела и т.п. нельзя подкладывать под машинку (или под упор, формируемый рукой) для ее поддержания; одновременно можно использовать не более двух машинок, при этом они могут быть использованы только для поддержки шафта кия. Лишние или выбывшие из игры шары не могут быть использованы игроками для определения промежутков или для любой другой цели (кроме использования при раскате на право разбития); игроки могут использовать треугольник для определения положения шара в пирамиде, в случае если матч проходит без судьи, а стол не размечен карандашом вокруг треугольника в месте установки пирамиды. (См. также Правило 2.15.)

1.4. ОГРАНИЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
Игроки могут использовать мел, тальк, машинку(-и) и кий (кии) по своему собственному выбору или собственного дизайна. Однако судейская коллегия турнира может ограничить действия игрока, если они несут вред оборудованию места, где проводится состязание, или нарушают нормальные условия соревнования. Например, игроку могут: запретить использовать красный мел на зеленом сукне; посоветовать не использовать тальк в таком количестве, которое может оказать неподобающее влияние на шары или сукно; и запретить пользоваться кием с устройством, производящим шум, который очевидно мешает другим участникам соревнования. (См. также Правило 2.15)

1.5. РАЗМЕТКА СТОЛОВ
При установке пирамиды должен использоваться треугольник. Перед началом соревнования каждый стол и треугольник, который будет на нем использоваться, должны быть помечены таким образом, чтобы обеспечить использование одного и того же треугольника на одном столе в течение всего турнира. Сукно должно быть размечено аккуратной и ясно различимой карандашной линией: (1) вокруг внешнего края треугольника, чтобы обеспечить аккуратную и постоянную установку пирамиды, и чтобы обеспечить возможность правильного определения положения шаров; (2) по продольной линии, чтобы обеспечить точное выставление шаров; (3) по передней линии, с тем чтобы определять, находятся ли шары позади передней линии или нет.
Передняя, центральная и задняя отметки также должны быть точно отмечены либо путем нанесения карандашом небольших знаков «плюс», либо стандартными наклейками, если таковые применяются. Для игр, где не используются центральная и передняя отметки, размечать их не требуется.

1.6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Администрация любого турнира оставляет за собой право устанавливать правила и процедуры, уместные и приемлемые для отдельного турнира, которые могут касаться требований к одежде игроков, способа получения регистрационных взносов, политики возврата регистрационных взносов, гибкости расписания, способов составления пар игроков, разминки и т.д.
Однако чтобы турнир получил санкцию WPA, должны быть соблюдены определенные требования, прежде всего в отношении безопасности и гарантии правильного распределения призового фонда.

1.7. ЗАПОЗДАЛОЕ НАЧАЛО
Игрок должен быть готов приступить к игре в течение 15 минут после начала матча, иначе ему автоматически засчитывается поражение. Началом матча считается время, назначенное по расписанию, или время объявления матча, в зависимости от того, какое из них является более поздним.

1.8. ЗАПРЕТ ТРЕНИРОВОК ВО ВРЕМЯ МАТЧА
В течение матча тренировки не разрешаются. Нанесение удара, который не является частью матча, является фолом (См. Правило 1.6)

1.9. ЗАПРЕТ ПОМОЩИ
В течение матча игрокам не разрешается обращаться к зрителям за помощью в подготовке или выполнении ударов. Если игрок запрашивает и получает такую помощь, ему засчитывается поражение в партии. Любой человек, кроме соперника, предложивший игроку сколь-нибудь значимую помощь, в устной или другой форме, должен быть удален из игровой зоны (См. Правило 2.28)

1.10. ОТКАЗ ОТОЙТИ ОТ СТОЛА
Когда серия игрока у стола закончилась, он должен прекратить выполнение ударов. Несоблюдение этого правила наказывается поражением в партии (исключение в игре 14.1 – признается «умышленным нарушением»).

1.11. ЗАМЕДЛЕННАЯ ИГРА
Если, по мнению судьи, игрок задерживает ход турнира или партии последовательно медленной игрой, судья может вынести игроку предупреждение, и затем по своему усмотрению установить лимит времени в размере не более 35 секунд, действительный для обоих игроков между нанесением ударов. Если судья вводит лимит времени, и этот лимит превышен игроком, получившим предупреждение «время» за 10 секунд до его истечения, объявляется фол, и вступающий в игру соперник действует в соответствии с правилами данной игры. Во время серии игрока у стола отсчет времени начинается с окончанием предыдущего удара и продолжается до момента контакта наклейки кия с шаром при следующем ударе. Время, когда происходит собственно удар, не учитывается. Если игрок начинает свой подход игрой с руки, отсчет времени начинается с момента, когда он взял в руки биток и завершено выставление шаров на линию или в пирамиду. Если игрок не приступил к выполнению удара, за 10 секунд до истечения лимита времени должно быть сделано предупреждение путем объявления «время». В случае превышения игроком лимита времени, установленного для данного турнира, объявляется фол и вступающий в игру соперник действует в соответствии с правилами данной игры. Если игрок находится в стойке у битка в момент наступления 10 секунд до конца лимита, объявления делать не нужно, и наказания не следует. Если же игрок поднимается из стойки, в этот момент объявляется «время» и вступает в действие обычная процедура отсчета времени. Каждый игрок может попросить о продлении лимита времени не более одного раза в любой партии втечении всей встречи. Время продления равняется действующему лимиту времени. Игрок должен убедиться в том, что судья или секундометрист понял, что он попросил о продлении.

1.12. ПРИОСТАНОВЛЕННАЯ ИГРА
Если игрок выполняет удар после того, как игра была приостановлена судьей, ему засчитывается поражение в партии. Объявление о приостановке игры считается достаточным предупреждением. (См. также Правило 2.27).

1.13. ТАЙМ-АУТ
Если тайм-ауты разрешены, игроку позволено брать тайм-аут только при его подходе к столу между партиями или между сетами (если используется формат с сетами). На время тайм-аута судья должен поместить на стол соответствующий знак, и на этом столе запрещена любая тренировка. Как правило, каждому игроку разрешается взять один тайм-аут за матч продолжительностью максимум пять минут. Если используется формат соревнования с сетами, каждому игроку разрешено взять один тайм-аут в последнем, решающем сете (то есть в третьем при игре до двух побед или пятом при игре до трех). Это правило последнего сета действует независимо от того, брал ли игрок тайм-аут в предыдущих сетах.

1.14. ПРИЗНАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ
Если игрок признает поражение, он проигрывает матч. То есть если игрок пытается развинтить свой составной игровой кий во время подхода соперника у стола в решающей для соперника партии матча, это считается признанием поражения в матче. При этом от судьи не требуется выносить какое-либо предупреждение. (См. Правило 2.22)

1.15. ПОДСЧЕТ ОЧКОВ ПРИ АВТОМАТИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ
В матчах, в которых в соответствии с данными правилами было присуждено автоматическое поражение, не должен начисляться какой-либо счет в партии, учитываемый в статистике турнира, независимо от состояния счета матча к моменту объявления автоматического поражения. В официальные протоколы вместо счета матча следует вписывать пометки «В (А)» и «П (А)» соответственно («выиграл автоматически» и «проиграл автоматически»). (Матчи, проигранные вследствие дисквалификации, в соответствии с этим правилом считаются проигранными автоматически.)
Однако, если игрок, выигравший матч ввиду признания автоматического поражения за соперником, совершил максимальную серию (или подобное достижение, за которое полагается награда) в течение матча до объявления автоматического поражения, эта серия или другое достижение должны учитываться при вручении награды или приза турнира.

1.16. ИГРА БЕЗ ПРИСУТСТВИЯ СУДЬИ
В случае отсутствия судьи любые разногласия между игроками должны быть разрешены руководителем (Директором) турнира или назначенным заместителем.

1.16.1. ТОЛЬКО ФОЛЫ НА БИТКЕ (КАСАНИЕ ШАРОВ)
Если матч проходит под контролем судьи, то игрок наказывается фолом за касание любого шара (битка или прицельного) кием, одеждой, телом, машинкой или мелом до, во время или после нанесения удара. Однако если матч проходит без судьи, то случайное касание в процессе удара неподвижных шаров, находящихся между битком и игроком, производящим удар, фолом не является. Если такое происходит, то игрок должен предоставить Директору турнира возможность восстановить правильное положение прицельных шаров. Если же игрок не предоставляет такой возможности, и шар, пришедший в движение в нормальной части удара, коснулся такого не восстановленного в предыдущее положение шара, либо какой-либо частью прошел через место, первоначально занимаемое сдвинутым шаром, то игрок наказывается фолом. Короче говоря, если случившееся оказало какое-либо воздействие на исход удара, это фол. В любом случае Директор турнира должен быть вызван для восстановления позиций потревоженных шаров как можно скорее, но не во время удара. Выполнение следующего удара до того, как Директор турнира восстановит положение случайно сдвинутых шаров, является фолом.
По желанию игрока, не производившего удар, потревоженные шары могут быть оставлены на их новых местах. В этом случае считаются, что эти положение шаров восстановлено, и последующий контакт с ними не является фолом.
По-прежнему фолом является какой бы то ни было контакт с битком в процессе игры, кроме нормального контакта наклейки кия с шаром во время удара.

1.16.2. ФОЛ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УДАРОВ ПЕРЕСКОКОМ ИЛИ МАССЕ
Если матч проходит без присутствия судьи, присуждается фол на битке, в случае если при попытке выполнить битком перескок, дуговик или массе с целью обойти мешающий прицельный шар, контакт с которым в данный момент не разрешен правилами, мешающий шар приходит в движение (независимо от того, был ли он сдвинут рукой, движением кия или машинкой).

1.16.3. МНЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
Если существует вероятность, что по поводу удара может возникнуть разногласие, любая из сторон может обратиться к официальному лицу турнира.

1.16.4. УДАРЫ ВРАЗРЕЗ
Если биток приблизительно в одно мгновение контактирует с прицельным шаром, касание которого в данный момент разрешено правилами, и с шаром, касание которого не разрешено, и не представляется возможным определить, какого шара он коснулся первым, решение принимается в пользу игрока, выполнявшего удар.

1.16.5. УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ
Шары в пирамиде должны выставляться как можно более плотно, то есть каждый шар должен касаться соседнего. Необходимо воздерживаться от постукивания по прицельным шарам с силой больше достаточной; предпочтительнее тщательно очистить область установки пирамиды с помощью щетки, с тем чтобы выровнять поверхность сукна.

(Дальнейшие требования к проведению соревнований включены в следующий раздел, «Инструкции для судей»).

2. ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ СУДЕЙ

2.1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА/СУДЬИ ТУРНИРА
Когда в данных правилах употребляется термин «судья», следует иметь в виду, что правами и полномочиями судей наделены члены судейской коллегии, а также другие официальные лица турнира, утвержденные организатором.

2.2. ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ
Судья обеспечивает порядок и соблюдение правил игры. Решения судьи по всем вопросам являются окончательными, и он полностью руководит матчем. Судья может советоваться с другими официальными лицами турнира по поводу трактовки правил, положения шаров и т.п. Однако любые решения по вопросам судейства остаются за ним и только за ним; они не могут быть опротестованы игроками у вышестоящих лиц турнира; только в том случае, если судья допускает ошибку в применении правила или его трактовке, вышестоящие лица могут изменить его решение.

2.3. РЕАКЦИЯ СУДЬИ
Судья должен в полной мере реагировать на обращения игроков по поводу объективных фактов, например, находится ли шар в области установки пирамиды, находится ли шар в «доме», какой счет, сколько очков требуется для победы, имеет ли игрок или его соперник фол, какое правило применимо к определенному удару, и т.д. Если судью просят разъяснить правило, он должен объяснить применяемое правило максимально точно, насколько возможно, но любое неправильное заявление судьи не освобождает игрока от выполнения действительных правил. Судья не должен предлагать или высказывать субъективного мнения, которое могло бы повлиять на игру, например, может ли быть сделан правильный контакт при предполагаемом ударе, возможно ли забить комбинацию шаров, или как ведет себя стол, и т.д.

2.4. ГЛАВНАЯ ИНСТАНЦИЯ ТУРНИРА
Хотя данные правила направлены на то, чтобы охватить большинство ситуаций, которые могут возникнуть во время соревнования, все равно иногда может понадобиться интерпретация правил и их надлежащего применения в необычных обстоятельствах. Директор турнира или другой член судейской коллегии, несущий главную ответственность за проведение соревнования, принимает соответствующее требуемое решение (отличающееся от решения судьи) по своему усмотрению, и это решение является окончательным.

2.5. УЧАСТИЕ СУДЕЙ В ТОТАЛИЗАТОРЕ
Судьям строго запрещается участвовать в любом виде пари и ставок в отношении игр, игроков или соревнования. Любое участие подобного рода со стороны судьи (или другого официального лица турнира) влечет незамедлительное отстранение судьи от его обязанностей и удержание всей суммы его вознаграждения за турнир.

2.6. ПОДГОТОВКА ОБОРУДОВАНИЯ
Как правило, судья по необходимости чистит сам или просит почистить стол и шары. Он должен убедиться в наличии мела, талька и машинок. Он, сам или с чьей-либо помощью, размечает отметки стола, переднюю линию, продольную линию стола и внешний контур треугольника непосредственно на игровой поверхности, если того требуют правила конкретной игры.

2.7. УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ
После того как судья произвел установку пирамиды в партии, игрок может осмотреть шары в пирамиде, но судья является единственным, кто уполномочен определять пригодность пирамиды для игры.

2.8. ОБЪЯВЛЕНИЕ ЗАКАЗА
В заказных играх игрок может наносить удар по любому шару на свой выбор, однако до удара он должен указать заказной шар и заказную лузу, при этом не требуется указывать какие-либо дополнительные подробности, например, касания других шаров, карамболи, игру шарами или от шаров, касания бортов (все это допускается). Все шары, упавшие в лузы при правильном ударе наряду с заказанным, засчитываются в пользу играющего.

2.9. ОБЪЯВЛЕНИЕ ФОЛОВ
Судья должен объявить фол сразу же после его совершения. Игра не может быть продолжена до тех пор, пока не вынесено решение в отношении совершенного фола и оба игрока не проинформированы об этом. Если совершивший нарушение игрок продолжает игру после объявления фола, судья может рассматривать его действия как неспортивное поведение, и игроку, совершившему нарушение, присуждается поражение в партии (или штраф в пятнадцать (15) очков при игре в «14.1 с продолжением»). Судья должен проинформировать вступающего в игру игрока об игре с руки, если таковую допускают правила конкретной игры, и должен взять биток, чтобы передать его вступающему игроку. Судья может объявить «Шар с руки».

2.10. УДАРЫ ВРАЗРЕЗ
Если судья видит, что биток ударяет в прицельный шар, контакт с которым в данный момент разрешен правилами, и в шар, контакт с которым не разрешен, приблизительно в одно мгновение, и не представляется возможным определить, какого шара он коснулся раньше, решение должно быть принято в пользу игрока, выполнявшего удар.

2.11. ОСВОБОЖДЕНИЕ ЛУЗ
На столах, не оборудованных системой возврата шаров, судья вынимает забитые шары из луз, которые заполнены или почти заполнены. Игрок должен следить за выполнением судьей этой обязанности, если шар выскакивает из переполненной лузы на игровое поле, то шар не засчитывается и остается в месте остановки. Если игра проводится без судьи, то освобождение луз от шаров осуществляет игрок.

2.12. ОЧИСТКА ШАРОВ
Во время игры игрок может попросить судью почистить один или несколько шаров. Судья должен почистить любой шар, имеющий видимое загрязнение.

2.13. ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
Во избежание какой-либо ненужной помощи игроку при выставлении шаров судья должен располагать каждый выставляемый шар номером вверх.

2.14. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Если судья может недостаточно четко увидеть возможный фол, он имеет право составить свое мнение на основе любых средств, какие он сочтет нужными.

2.15. НЕПОДОБАЮЩЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
Судья должен следить, чтобы игроки не использовали оборудование или аксессуары в целях или способом, что отличаются от тех, для которых они предназначены, или за использованием оборудования, не разрешенного правилами, указанными в разделе «Требования к оборудованию». Как правило, никакого наказания не выносится. Однако если игрок настаивает на таком способе использования или таком оборудовании после того, как ему указали, что это недопустимо, судья или другой член судейской коллегии может применить к нему санкции в соответствии с положениями раздела «Неспортивное поведение» (См. также Правила 1.3 и 1.4.)

2.16. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Судья должен предупредить игрока, что он может совершить значительное нарушение (такое, как три фола подряд, запрос помощи тренера, или продолжение игры после объявления фола), как только у судьи будет достаточно времени для такого предупреждения; в противном случае любой фол считается обычным фолом (если только не оговорено особо). Например, в определенных играх судья должен проинформировать игрока, имеющего два (2) последовательно совершенных фола; в противном случае считается, что у игрока только один фол перед выполнением удара. Судья должен проинформировать игрока, если прицельный шар касается борта; иначе считается, что любой контакт с этим шаром довел его до борта. Судья должен довести информацию до игрока, как только возникает соответствующая ситуация и как только будет достаточно времени для предупреждения. Если предупреждение было сделано во время нанесения удара или сразу перед его нанесением, считается, что у игрока, выполнявшего удар, не было достаточно времени, чтобы отреагировать на него, и считается, что предупреждение не выносилось.

2.17. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ
В случаях, когда необходимо восстановить позицию шаров на столе или почистить их, судья прилагает максимум старания, чтобы вернуть шары на их прежнее место. Игрок обязан принять решение судьи в отношении расположения шаров. Судья может запрашивать информацию для этих целей из любого источника, считающегося подходящим.

2.18. ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Если в процессе выполнения удара имеет место внешнее вмешательство, оказывающее влияние на исход этого удара, судья должен восстановить шары на их позициях, предшествовавших удару, и удар следует повторить. Если вмешательство не оказало влияния на удар, судья восстанавливает позиции шаров и игра продолжается. Если шары невозможно вернуть на первоначальные позиции, партия должна быть переиграна, при этом разбивает тот же игрок, что и в начале этой партии.

2.19. НЕРАЗРЕШЕННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ШАРА
Любой игрок, который, по мнению судьи, преднамеренно вызывает движение шара способами, которые противоречат правилам (двигая сукно, ударяя или шлепая по столу, и т.д.), наказывается присуждением автоматического поражения в партии и/или матче. При этом от судьи не требуется предварительного предупреждения. (Вынесение решения судьей в соответствии с разделом «Неспортивное поведение».)

2.20. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДВОЙНЫХ УДАРОВ
Если расстояние между битком и прицельным шаром меньше ширины кубика мела, требуется повышенное внимание со стороны судьи. В такой ситуации, если только судья не может точно определить, правильно ли был нанесен удар, можно использовать следующий критерий оценки: если при ударе биток продвигается в направлении прицельного шара больше, чем на половину диаметра шара, присуждается фол.

2.21. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О НАХОЖДЕНИИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ
Когда игрок должен играть битком с руки из-за передней линии, судья должен предупредить его, прежде чем тот нанесет удар, если он расположил биток непосредственно на или в пределах половины диаметра шара с наружной стороны передней линии. Если после этого игрок выполняет удар битком, находившимся в указанном месте на или снаружи от линии, объявляется фол. Если игрок размещает биток снаружи от передней линии за оговоренными пределами, предупреждения судьи не требуется, и в случае удара объявляется фол. (Для определения штрафа см. правила конкретных игр. Также см. Правило 3.10.)

2.22. НАХОЖДЕНИЕ ИГРОКА В КРЕСЛЕ
Игрок должен оставаться в отведенном ему кресле, в то время как соперник находится у стола. Если игроку необходимо покинуть игровую зону во время матчей, он должен получить разрешение у судьи. Если игрок покидает игровую зону без разрешения судьи, считается, что он сдался, и ему засчитывают поражение в партии (или штрафуют на пятнадцать (15) очков при игре в «14.1 с продолжением»). Судья должен следить за тем, чтобы игрок не отсутствовал дольше положенного, или что игрок не использует предоставленное ему право как способ вывести соперника из равновесия.

2.23. ЗАПРЕЩЕНИЕ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ
В случае если это не разрешено особо правилами конкретного соревнования, игроки в течение матча не могут сознательно принимать советы в отношении игры, данные в любой форме. Игрок не должен прибегать к устному либо иному общению с людьми, за исключением официальных лиц турнира или его соперника, как во время игры, так и тайм-аутов. Если игрок имеет необходимость к такому общению, например, чтобы получить напиток, предмет оборудования и т.п., он должен сделать обращение либо через представителя судейской коллегии, либо с разрешения и под наблюдением судьи.
Если у судьи есть основания полагать, что игрок сознательно просил или получил извне помощь в какой-либо форме в отношении игры в рамках партии или матча, он должен принять меры в соответствии с положениями раздела «Неспортивное поведение».
При командной или парной игре правила общения могут быть изменены соответствующей организацией, как указано в разделе «Административные полномочия».

2.24. ВМЕШАТЕЛЬСТВО ИЛИ ОСКОРБЛЕНИЕ СО СТОРОНЫ ЛИЦ, НЕ УЧАСТВУЮЩИХ В ИГРЕ
Если лицо, не принимающее участия в игре, любыми способами мешает одному или обоим игрокам, судья должен потребовать, чтобы лицо, совершившее проступок, будь то игрок или нет, было удалено из игровой зоны на время проведения матча.

2.25. ЗАМЕДЛЕННАЯ ИГРА
(См. Правило 1.11)

2.26. ПОДАЧА ПРОТЕСТОВ
Игрок может запросить интерпретации правила или подать протест на необъявление фола судье или соответствующему официальному лицу, но просьба или протест должны последовать немедленно и до выполнения любого очередного удара, в противном случае они не могут быть рассмотрены и приняты во внимание. Если игрок не делает этого, считается, что фола не было. Все решения судьи по данным вопросам окончательны. Если игрок считает, что судья неверно применяет правила или применил неверную их трактовку, судья должен адресовать поданный протест Директору турнира или назначенному заместителю. Интерпретация правил Директором турнира или его назначенным заместителем является окончательной. Продолжение игры откладывается до принятия решения по протесту.
Всем игрокам следует уважать просьбу соперника об остановке игры, с тем чтобы пригласить официальное лицо или чтобы судья проверил или подтвердил вопрос касательно правил с другими членами судейской коллегии. Отказ принять во внимание подобную просьбу может повлечь дисквалификацию или автоматическое поражение в партии или матче в соответствии с положениями раздела «Неспортивное поведение».

2.27. ПРИОСТАНОВКА ИГРЫ
Судья наделен полномочиями приостановить игру на время рассмотрения протеста игроков либо если он считает, что условия неприемлемы для продолжения игры. Если зритель мешает ходу игры, игра может быть приостановлена до тех пор, пока этот зритель не будет удален из пределов игровой зоны. (См. также Правило 1.12.)

2.28. НЕСПОРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Судья наделен правом и обязанностью удостовериться в том, что ни один из игроков не предпринимает действий, которые, по мнению судьи, неспортивны по своей природе, мешают, оказывают негативное влияние или наносят вред другим игрокам, официальным лицам или организаторам турнира, или спорту в целом. Судья или другие члены судейской коллегии имеют право наказать или дисквалифицировать, с предварительным предупреждением или без, любого игрока, действующего неспортивным образом.



3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЛУЗНОГО БИЛЬЯРДА

Во всех случаях, если только нет очевидного противоречия дополнительных правил, применяются Общие правила лузного бильярда. Эти общие правила применимы ко всем играм на лузном бильярде, ЕСЛИ ТОЛЬКО обратное не оговорено особо в правилах конкретных игр. 

3.1 .СТОЛЫ, ШАРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ
Все игры, описываемые данными правилами, разработаны для столов, шаров и оборудования, отвечающего стандартам, утвержденным Требованиями к оборудованию Всемирной ассоциации пула и бильярда (WPA).

3.2. УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ
При установке пирамиды должен использоваться треугольник, при этом верхний шар пирамиды должен ставиться на заднюю отметку. Все шары должны стоять рядами за первым шаром и быть прижаты друг к другу так, чтобы все они касались друг друга.

3.3. УДАР ПО БИТКУ
Чтобы удар был признан правильным, необходимо, чтобы удара по битку выполнялся только наклейкой кия. Несоблюдение этого требования является фолом.

3.4. ОБЪЯВЛЕНИЕ ЗАКАЗА ПРИ УДАРЕ
В играх, где требуется объявлять заказ, игрок может играть любой шар по своему выбору, но прежде чем сделать удар, он должен указать заказанный шар и заказанную лузу, в которую он намеревается его забить. Он не должен указывать подробности удара, такие как попадание в прицельный шар другим шаром, битком, комбинации или касания бортов (все из которых отвечают правилам). Все шары, забитые при правильном ударе, засчитываются в пользу игрока, выполнявшего удар.

3.5. ПРОМАХ
Если игрок при правильном ударе не забивает шар, то подход игрока у стола заканчивается и в игру вступает его соперник.

3.6. РОЗЫГРЫШ ПРАВА НА РАЗБИТИЕ (РАСКАТ)
При розыгрыше на право разбития (раскате) применяется следующая процедура. Каждый из игроков должен использовать шары одинакового размера и веса (предпочтительно битки, но если это невозможно, неполосатые шары). Один игрок располагается по левую сторону от передней отметки, другой по правую, и они одновременно выполняют удар с руки из-за передней линии в направлении заднего борта и обратно к переднему борту стола. Игрок, чей шар остановится ближе к наиболее отдаленному от внешней стороны стола краю переднего борта, выигрывает раскат. Шар, используемый при раскате, должен по крайней мере один раз коснуться заднего борта. Другие касания с бортами несущественны, кроме тех, что запрещены ниже. Раскат автоматически проигрывается, если:
(а) шар перекатывается на половину стола соперника;
(б) шар не касается заднего борта;
(в) шар падает в лузу;
(г) шар выскакивает за пределы стола;
(д) шар касается длинного борта;
(е) шар останавливается в створе угловой лузы за губой переднего борта, или;
(ж) шар касается заднего борта более одного раза. Если оба игрока совершают одно из перечисленных нарушений, или если судья не в состоянии определить, чей шар остановился ближе, раскат признается ничейным и переигрывается.

3.7. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (РАЗБИТИЕ)
Право начального разбития определяется раскатом или по жребию. (На официальном соревновании необходима процедура раската.) Игрок, выигравший раскат или жеребьевку, имеет право выполнить начальный удар (разбитие) или предоставить это право сопернику.

3.8. БИТОК ПРИ НАЧАЛЬНОМ УДАРЕ
Начальное разбитие выполняется битком с руки из-за передней линии. Прицельные шары устанавливаются в соответствии с требованиями конкретной игры. При разбитии игра считается начатой, как только был выполнен удар наклейкой кия по битку.

3.9. ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ БИТКА ПРИ НАЧАЛЬНОМ РАЗБИТИИ
При разбитии попытка остановить или изменить направление движения битка после того, как он пересек переднюю линию, и до того, как он коснется шаров в пирамиде, является фолом, и право хода переходит к сопернику. Соперник может выбирать, либо играть битком с руки из-за передней линии, либо предоставить ту же возможность игроку, совершившему нарушение. (Исключение: «Девятка», см. Правило 5.4: «биток с руки в любом месте стола»). Должно быть вынесено предупреждение о том, что второе подобное нарушение во время матча повлечет автоматическое поражение (См. Правило 3.29)

3.10. БИТОК С РУКИ ИЗ-ЗА ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ (ИЗ «ДОМА»)
Это правило применяется в определенных играх с начальным разбитием или в ситуации, когда падение битка в лузу наказывается тем, что соперник получает возможность выполнить удар битком с руки из-за передней линии (из «дома»). Вступающий в игру игрок может установить биток в любом месте дома. Он может играть любой прицельный шар, если основание прицельного шара находится на передней линии, то есть вне «дома», или за ней. Любой из шаров, который находится в «доме», можно играть, если только сначала игрок направит биток из дома, а затем, ударив биток в борт, возвратит его в дом и попадет в прицельный шар.
Основание шара (точка, в которой шар касается поверхности стола) определяет, находится ли он выше или ниже передней линии (за пределами «дома» или в «доме»). Если вступающий в игру игрок непреднамеренно располагает биток на передней линии или за ней, судья или соперник должны проинформировать игрока, выполняющего удар, о неправильном расположении битка до нанесения удара. Если соперник не делает этого заявления до выполнения удара, удар считается правильным. Если бьющий игрок был проинформирован о неправильном расположении битка, он должен изменить его положение. Если игрок располагает биток целиком и очевидно за пределами «дома» и выполняет удар, объявляется фол (См. Правило 2.21). Когда игрок выполняет удар битком с руки из-за передней линии, биток остается шаром с руки (не в игре) до тех пор, пока игрок не направит его через переднюю линию ударом наклейки своего кия. Пока биток остается шаром с руки, игрок может поправлять его рукой, кием и т.п. Когда биток введен в игру описанным способом, игрок не может препятствовать его движению каким-либо образом, иначе объявляется фол. К тому же, если вследствие удара не происходит контакта с прицельным шаром, которого биток должен коснуться первым, или биток не пересекает передней линии, удар считается сделанным с нарушением, объявляется фол и соперник получает возможность играть битком с руки в соответствии с правилами конкретной игры.

3.11. ЗАБИТЫЕ ШАРЫ
Шар считается забитым, если в результате правильного удара, он покидает поверхность стола, падая в лузу и остается там. (Шар, выпавший на пол из системы возврата шаров, не считается незабитым шаром.) Шар, выскочивший из лузы обратно на поверхность стола, не является забитым шаром.

3.12. ПОЛОЖЕНИЕ ШАРОВ
Положение шаров определяется тем, где покоится их основание (или центр).

3.13. НОГА НА ПОЛУ
Игрок должен сохранять контакт с полом по крайней мере одной ногой в момент, когда наклейка кия касается битка, в противном случае объявляется фол. Обувь должна быть нормальной в отношении размера, формы и способа ношения.

3.14. НАНЕСЕНИЕ УДАРА ПРИ ДВИЖУЩИХСЯ ШАРАХ
Фолом является нанесение удара, в то время как биток или любой прицельный шар находятся в движении (шар, вращающийся на месте, считается движущимся).

3.15. ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА
Удар считается не завершенным (и вследствие этого не засчитывается), пока все шары на столе не остановятся после удара (шар, вращающийся на месте, считается движущимся).

3.16. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ
Передняя линия не является частью «дома». Таким образом, прицельный шар, геометрический центр которого находится на передней линии, можно играть, если правилами конкретной игры требуется, чтобы игрок выполнял удар по шару, находящемуся за пределами передней линии. Точно так же если биток должен быть введен в игру с руки из-за передней линии (биток с руки из-за передней линии), его нельзя помещать непосредственно на переднюю линию; он должен быть позади нее (в «доме»).

3.17. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ВСЕХ ФОЛОВ
Хотя штрафы за нарушения в различных играх отличаются, для всех фолов справедливо следующее:
(а) Подход игрока у стола заканчивается;
(б) Если фол совершен в процессе выполнения удара, такой удар признается неправильным, и все забитые при этом шары не засчитываются в пользу выполнявшего удар игрока, и;
(в) Любой шар(-ы) выставляется только если этого требуют правила конкретной игры.

3.18 НЕПОПАДАНИЕ В ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР
Если при ударе биток не попадает в прицельный шар, которого он должен коснуться первым, объявляется фол. Игра в направлении от шара, с которым соприкасается биток, не означает касания этого шара при ударе.

3.19. ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР
Если иное не определено правилами конкретной игры, игрок должен направить биток таким образом, чтобы он сначала попал в прицельный шар, которого он согласно правилам должен коснуться первым (правильный прицельный шар), а затем:
(а) Забить пронумерованный шар, или;
(б) Довести биток или любой пронумерованный шар до борта. Несоблюдение этих требований является фолом.

3.20. ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ
Падение битка в лузу при ударе является фолом. Если биток касается прицельного шара, который к тому времени уже был забит (например, в переполненной шарами лузе), объявляется фол.

3.21. ФОЛЫ ВСЛЕДСТВИЕ КАСАНИЯ ШАРОВ
Фолом является удар, касание или иной контакт с битком, находящимся в игре, или любыми прицельными шарами чем-либо (телом, одеждой, мелом, машинкой, шафтом кия и т.п.) кроме наклейки кия (прикрепленной к шафту кия), которая может контактировать с битком при выполнении правильного удара. Если матч проходит в присутствии судьи, любой прицельный шар, потревоженный при обычном фоле, должен быть возвращен как можно ближе к первоначальному положению, согласно оценке судьи, и вступающий в игру игрок не имеет возможности выбирать положение шара. (Также см. Правило 1.16.1)

3.22. ФОЛ ПРИ УСТАНОВКЕ БИТКА
Касание любого прицельного шара во время установки битка при игре с руки является фолом.

3.23. ФОЛЫ ПРИ ДВОЙНЫХ УДАРАХ
Если биток соприкасается с требуемым прицельным шаром перед выполнением удара, игрок может бить в направлении этого шара, при условии что он использует для этого любой нормальный удар. Если кий касается битка более одного раза во время удара, или если кий сохраняет контакт с битком во время или после соприкосновения битка и прицельного шара, объявляется фол. (См. Правило 2.20 для судейства такого типа ударов.) Если поблизости находится третий шар, необходимо позаботиться о том, чтобы не совершить фол на нем согласно первой части данного правила.

3.24. ФОЛ ПРИ УДАРЕ ПРОПИХОМ
Если биток проталкивается наклейкой кия с сохранением контакта на время большее, чем момент, соразмерный с нанесенным ударом, объявляется фол. (Такие удары обычно называют ударами пропихом.)

3.25. ФОЛЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИГРОКА
Игрок несет ответственность за мел, машинки, шлифовки и любые другие предметы или оборудование, которые он приносит, использует у стола или приближает к нему. Если он роняет мел или сбивает подставку машинки, он наказывается фолом в случае касания этим предметом любого шара, находящегося в игре (или только битка, если на матче не присутствует судья).

3.26. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОДСКАКИВАНИЕ ШАРА
Фол присуждается, если игрок наносит удар по битку ниже центра («подкапывает» под него) и преднамеренно вызывает его отрыв от поверхности стола, пытаясь обойти мешающий шар. Иногда такое подпрыгивание может происходить случайно, и такие «прыжки» не должны считаться фолом сами по себе; они могут признаваться фолом, к примеру, если в процессе удара наконечник или шафт кия контактирует с битком.

3.27. УДАР ПЕРЕСКОКОМ
Если иное не определено правилами конкретной игры, разрешается вызывать отрыв битка от стола, нанося удар кием под углом и заставляя биток отразиться от поверхности стола. Любой кикс при выполнении удара перескоком является фолом.

3.28. ШАРЫ, ВЫСКОЧИВШИЕ СО СТОЛА
Шары, остановившиеся после удара в каком-либо месте помимо игровой поверхности стола (на верхней части упругого борта, на поверхности борта, на полу и т.д.), считаются выскочившими. Шары могут прыгать по поверхности бортов и их упругих частей и при этом не считаться выскочившими, если они возвращаются на игровую поверхность стола самостоятельно и не коснувшись чего-либо, что не является частью стола. Стол должен состоять из надлежащих неизменных частей. (Шары, которые ударяют или касаются чего-либо, что не является частью стола, например, осветительных приборов, мела, находящегося на борту или его упругой части, и т.п., считаются выскочившими, даже если после этого они вернулись на игровую поверхность стола после контакта с предметами, которые не являются надлежащей частью стола.) Во всех играх на лузном бильярде, если в результате выполнения удара биток или любой из прицельных шаров выскакивает со стола, объявляется фол. Все выскочившие шары выставляются (кроме игр «Девятка» и «Восьмерка») после того, как остановятся все шары. Биток после фола вследствие выскакивания его со стола вводится в игру в соответствии с правилами конкретной игры.

3.29. ОСОБОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА УМЫШЛЕННЫЙ ФОЛ
Биток, находящийся в игре, нельзя преднамеренно бить ничем, кроме наклейки, закрепленной на кие (например, наконечником кия, шафтом и т.д.). Помимо того, что такой контакт автоматически является фолом в соответствии с Правилом 3.21, в случае если судья полагает, что этот контакт был умышленным, он должен один раз за матч предупредить игрока о том, что второе подобное нарушение в течение данного матча повлечет автоматическое поражение в матче. В случае совершения второго нарушения матч необходимо признать автоматически проигранным.

3.30. МАКСИМУМ ОДИН ФОЛ
Если правилами конкретных игр не предписывается иное, в рамках каждого подхода игрок штрафуется только одним фолом; если могут быть применены разные наказания, то фактором, определяющим, какой фол налагается на игрока, является самое строгое из наказаний.

3.21. САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ШАРОВ
Если шар перемещается, откатывается, поворачивается либо иным образом двигается «сам по себе», шар должен оставаться в том положении, которое он занял, и игра продолжается. Шар, который завис над лузой и «сам по себе» упал в лузу после того, как он в течение 5 или более секунд был неподвижным, должен быть восстановлен как можно точнее в положение, которое он занимал до падения, и игра продолжается. Если шар «сам по себе» падает в лузу, в то время как игрок наносит удар с целью попасть в этот шар, так что биток проходит через место, которое занимал этот шар, не имея возможности попасть в него, то биток и прицельный шар должны быть восстановлены на позициях, которые они занимали до удара, и игрок может снова выполнить удар. Каждый из других прицельных шаров, потревоженных при ударе, также должен быть выставлен в прежнее положение, прежде чем игрок повторит удар.

3.32. ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
Если правилами конкретной игры требуется выставление шаров, их следует выставлять на продольную линию после завершения удара. Единственный шар выставляется на заднюю отметку; если нужно выставить более одного шара, их располагают на продольной линии в порядке возрастания номеров, начиная с задней отметки и продолжая в направлении заднего борта. Если шары, находящиеся на или около задней отметки или продольной линии, мешают выставлению шаров, выставляемые шары помещают на продольную линию как можно ближе к задней отметке, но таким образом, чтобы не двигать мешающие шары. Выставляемые шары следует располагать как можно ближе или вплотную (по усмотрению судьи) к мешающим шарам, кроме случаев, когда мешающим шаром является биток; шары, которые должны быть выставлены к битку, следует располагать как можно ближе, но не вплотную к нему. Если на продольной линии между задней отметкой и задним бортом недостаточно места для выставления шаров, эти шары должны быть выставлены на продолжении продольной линии «перед» задней отметкой (между задней и центральной отметками) как можно ближе к задней отметке и в том же порядке номеров, в каком они были бы выставлены «позади» задней отметки (шар с наименьшим номером ближе всех к задней отметке).

3.33. ШАРЫ В СТВОРЕ ЛУЗЫ
Если два или более шара заблокированы в створе лузы, при этом один или более зависли в воздухе, судья должен осмотреть положение шаров и поступить следующим образом: он должен визуально (или, если желает, опытным путем) опустить проекцию шара вертикально вниз от его нынешнего блокированного положения; все шары, которые, будучи таким образом перемещены вертикально вниз, по его мнению, упали бы в лузу, считаются забитыми, а все шары, которые остались бы на игровой поверхности стола, считаются не забитыми. Затем шары располагают согласно оценке судьи, и играть продолжают в соответствии с правилами конкретной игры, как если бы блокировки шаров в лузе не было.

3.34. ДОПОЛНИТЕЛЬНО ЗАБИТЫЙ ШАР
Если при правильном результативном ударе забиты дополнительные шары, они засчитываются в соответствии с правилами подсчета очков в конкретной игре.

3.35. ВМЕШАТЕЛЬСТВО ЛИЦА, НЕ ПРИНИМАЮЩЕГО УЧАСТИЯ В ИГРЕ
Если во время матча шары пришли в движение (или игрока толкнули таким образом, что это напрямую повлияло на игру) вследствие воздействия лица, не принимающего участия в игре, шары должны быть как можно более точно возвращены в прежнее положение сразу после произошедшего, и игра возобновляется без наложения штрафа на игрока. Если на матче присутствует судья, то именно он должен вернуть шары на место. Это правило применяется также в случае вмешательства «высших сил», например, землетрясения, урагана, падения осветительных приборов, отключения электричества и т.д. Если шары невозможно вернуть в прежнее положение, партию следует переиграть, разбивать при этом должен тот же игрок, что в ее начале. Это правило неприменимо к игре «14.1 с продолжением», которая состоит из последовательно разыгрываемых пирамид: текущий розыгрыш пирамиды прерывается и начинается новая пирамида с соблюдением требований к нормальному начальному разбитию (игроки выполняют раскат на право разбития). Подсчет очков возобновляется со счета, сложившегося на момент прерывания игры.

3.36. РАЗБИТИЕ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ПАРТИЯХ
В матче, состоящем из коротких партий, победитель отдельной партии разбивает в следующей. Судейская коллегия турнира может заблаговременно установить одно из следующих правил:
(а) Игроки разбивают по очереди.
(б) Разбивает проигравший партию.
(в) В следующей партии разбивает игрок, отстающий в счете по партиям.

3.37. ИГРА СЕРИЯМИ
В течение игры игроки поочередно совершают подходы к столу (серии), причем серия игрока заканчивается, если он либо не забивает шар правильным ударом, либо совершает нарушение. Если серия заканчивается без фола, вступающий в игру игрок принимает позицию, сложившуюся на столе.

3.38. ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР, СТОЯЩИЙ ВПЛОТНУЮ К БОРТУ ИЛИ БИТКУ
Данное правило применяется к любому удару, при котором биток сперва контактирует с шаром, который стоит вплотную к борту или собственно битку. В результате удара после контакта битка с соприкасающимся прицельным шаром должно произойти следующее:
(а) Должен быть забит шар, или;
(б) Биток должен коснуться борта, или;
(в) Стоявший вплотную шар должен коснуться отдельного борта, или;
(г) Другой прицельный шар должен коснуться борта, с которым он до того не был в контакте. Несоблюдение одного из указанных требований является фолом. (Примечание: «14.1 с продолжением» и другие игры описывают дополнительные требования и применения этого правила; смотрите правила конкретных игр.) Шар, который касается упругого борта в начале удара и затем направляется в упругий борт, прикрепленный к тому же борту стола, считается доведенным до этого борта, только если он сперва отходит от борта, попадает в другой шар и снова касается борта. Судья или один из игроков должны осмотреть стоящий вплотную к борту шар и заявить о том, что шар касается борта, прежде чем этот шар будет задействован в процессе удара, иначе прицельный шар не считается стоящим вплотную к борту.

3.39. ИГРА С РУКИ ИЗ-ЗА ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ
При выполнении удара с руки из-за передней лини (из «дома») необходимо, чтобы биток сначала вышел из «дома», а затем коснулся прицельного шара. В противном случае налагается штраф. Удар также считается правильным, если играемый прицельный шар располагается непосредственно на передней линии или слегка за ней таким образом, что биток касается его до выхода из дома. Удар считается неправильным, если до выхода из «дома» биток случайно задевает какой-либо находящийся в «доме» прицельный шар.

3.40. ФОЛ ПРИ ИГРЕ БИТКОМ С РУКИ
В процессе установки битка при игре с руки игрок может использовать для этого руку или любую часть кия (включая наклейку). При расположении битка любое ударное движение кия, контактирующего с битком, направленное вперед, рассматривается как фол, в случае если это не был правильный удар.

3.41. ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Если игрок, не выполняющий удар, отвлекает соперника или вмешивается в его игру, ему засчитывается фол. Если игрок выполняет удар вне очереди или вызывает движение любого шара в иное время, чем при своем подходе у стола, это рассматривается как вмешательство.

3.42. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Игрокам не разрешается использовать шар, треугольник или другое приспособление для измерения расстояния для того, чтобы оценить, проходит ли биток или прицельный шар в промежуток и т.д. Только кий может использоваться в качестве вспомогательного инструмента для оценки промежутков или при прицеливании, при этом кий нужно держать в руке. Любой иной способ является фолом и неспортивным поведением. (См. также Правило 1.3, Правило 1.4 и Правило 2.15)

3.43. ЗАПРЕЩЕННАЯ РАЗМЕТКА
Если игрок преднамеренно каким-либо образом делает отметки на столе, с тем чтобы облегчить себе выполнение удара, в том числе располагает соответствующим образом мел, то объявляется фол.

4. ПУЛ «ВОСЬМЕРКА»

Во всех случаях, если только нет очевидного противоречия данных дополнительных правил, применяются Общие правила лузного бильярда. 

4.1. ЦЕЛЬ ИГРЫ
«Восьмерка» является игрой по заказу, в которой используют биток и 15 прицельных шаров, пронумерованных от 1 до 15. Один из игроков должен забить шары группы с номерами от 1 до 7 (сплошные), а другой – от 9 до 15 (полосатые). Игрок, который сперва забьет шары какой-либо группы, а затем правильным ударом забьет шар номер 8, побеждает в партии.

4.2. ЗАКАЗНОЙ УДАР
При заказе удара нет необходимости указывать очевидные шары и лузы. За соперником остается право спросить, какой шар и в какую лузу игрок намерен сыграть, если он не уверен в этом. Удары от борта (дуплеты) и комбинационные удары не считаются очевидными, при их выполнении следует назвать и играемый шар, и предполагаемую для игры лузу. При объявлении заказа нет необходимости уточнять подробности удара, такие как число касаний бортов, отражений от борта, соударения прицельных шаров между собой и битка с прицельными шарами, и т.д. Все шары, забитые при совершении нарушения, остаются в лузах, независимо от того, чьей группе они принадлежат, выполнявшего удар игрока или его соперника. Начальное разбитие не является заказным ударом. Каждый из игроков, выполняющий разбитие при игре в «Восьмерку», может продолжить игру, если какой-либо прицельный шар правильно забит при разбитии.

4.3. УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ
Шары устанавливаются в форме треугольника в нижней части стола, при этом шар номер 8 находится в центре треугольника, верхний шар пирамиды на задней отметке, полосатый шар в одном углу пирамиды и сплошной шар в другом углу.

4.4. ОЧЕРЕДНОСТЬ РАЗБИТИЯ
Игрок, выигравший раскат, имеет право разбить пирамиду. В «Восьмерке» победитель каждой партии разбивает в следующей, если иное не оговорено организаторами турнира. Судейская коллегия турнира может заблаговременно установить одно из следующих правил:
(а) Игроки разбивают по очереди.
(б) Разбивает проигравший партию.
(в) В следующей партии разбивает игрок, отстающий в счете по партиям.

4.5. ПРАВИЛЬНОЕ РАЗБИТИЕ
(Определение) Для того чтобы выполнить правильное разбитие, разбивающий игрок (битком из-за передней линии) должен либо (1) забить шар, либо (2) довести до борта по меньшей мере четыре пронумерованных шара. Если разбивающий игрок не выполняет правильное разбитие, объявляется фол, и вступающий в игру игрок имеет право выбора, либо (1) принять позицию, сложившуюся на столе, и продолжить игру, либо (2) переустановить пирамиду и выполнить начальное разбитие самому или предложить сопернику повторить разбитие.

4.6. ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ ПРИ ПРАВИЛЬНОМ РАЗБИТИИ
Если игрок при правильном разбитии забивает биток, (1) все забитые шары остаются в лузах (исключение, шар номер 8: см. Правило 4.8), (2) объявляется фол, (3) стол остается открытым. Примечание: входящий игрок получает возможность играть битком с руки из-за передней линии, при этом удар по прицельному шару, находящемуся за передней линией, он может выполнить, только если биток сперва пересечет переднюю линию и затем возвратится в область за передней линией и попадет в прицельный шар.

4.7 .ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ, ВЫСКОЧИВШИЕ СО СТОЛА ПРИ РАЗБИТИИ
Если при выполнении разбития игрок выбивает со стола прицельный шар, объявляется фол, и входящий в игру игрок может выбирать, либо (1) принять позицию, сложившуюся на столе, и продолжить игру, либо (2) расположить биток с руки за передней линией и продолжить игру.

4.8. ПАДЕНИЕ В ЛУЗУ ШАРА НОМЕР 8 ПРИ РАЗБИТИИ
Если при выполнении разбития в лузу падает шар номер 8, разбивавший игрок может попросить заново установить пирамиду или выставить шар номер 8 и продолжить игру. Если игрок, выполняя разбитие, забивает в лузу биток, в то время как в лузу падает шар номер 8, вступающий в игру игрок может выбирать, либо заново установить пирамиду, либо выставить шар номер 8 и продолжить игру битком с руки из-за передней линии.

4.9. ОТКРЫТЫЙ СТОЛ
(Определение) Стол считается «открытым», если еще не произошел выбор группы шаров (полосатые или сплошные). Если стол открыт, разрешается наносить первый удар по сплошному шару с целью забить полосатый, и наоборот. Примечание: Стол является открытым всегда сразу после разбития. Если стол открыт, разрешается наносить первый удар по сплошному или полосатому шару, с тем чтобы забить заказанный полосатый или сплошной шар. Однако если стол открыт и первый удар наносится по шару номер 8, объявляется фол, при этом ни один из полосатых или сплошных шаров не засчитывается в пользу игрока, выполнявшего удар. Игрок теряет право продолжать серию; входящий игрок получает возможность установить биток с руки; все забитые шары остаются в лузах; стол для входящего игрока остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах.

4.10. ВЫБОР ГРУППЫ ШАРОВ
Даже если при разбитии были забиты шары одной или обеих групп, выбор группы не считается сделанным, поскольку сразу после разбития стол всегда является открытым. Выбор группы считается сделанным только когда игрок правильным ударом забивает заказанный прицельный шар после разбития.

4.11. ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР
(Определение) При выполнении всех ударов (кроме случаев разбития и когда стол открыт) игрок должен сперва нанести удар в один из шаров своей группы и (1) забить пронумерованный шар или (2) довести биток или любой пронумерованный шар до борта. Примечание: игроку, выполняющему удар, разрешается направить биток в борт, прежде чем он коснется прицельного шара; однако после соударения с прицельным шаром либо должен быть забит прицельный шар, либо биток или любой пронумерованный шар должны коснуться борта. Несоблюдение этих требований является фолом.

4.12. «ОТЫГРЫШ»
Из тактических соображений игрок может забить очевидный прицельный шар и при этом прервать свою серию, предварительно объявив «отыгрыш». Отыгрыш считается разрешенным ударом. Если игрок, выполняющий удар, намерен отыграться, забив очевидный прицельный шар, он обязан до нанесения удара объявить сопернику «отыгрыш». Игрок должен убедиться в том, что соперник поставлен в известность о намерении выполнить «отыгрыш». Если же этого не сделано и один из шаров игрока, выполнявшего удар, забит, этот игрок должен будет продолжить игру. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах.

4.13. ВЕДЕНИЕ СЧЕТА
Игрок может продолжать игру до тех пор, пока правильным ударом забивает шар своей группы. После того как игрок правильным ударом забивает все шары своей группы, он может выполнять удар с целью забить шар номер 8.

4.14. НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЯ
Соперник получает возможность играть битком с руки. Это означает, что он может поместить биток в любое место на столе (не обязательно за передней линией, кроме как при начальном разбитии). Данное правило удерживает игрока от совершения умышленных нарушений, которые предоставили бы ему преимущество перед соперником. Имея возможность играть битком с руки, игрок может устанавливать его при помощи руки или любой части кия (включая наклейку). При установке битка любое ударное движение кия, контактирующего с битком, направленное вперед, рассматривается как фол, в случае если это не был правильный удар. (См. также Правило 3.39)

4.15. КОМБИНАЦИОННЫЕ УДАРЫ
Комбинационные удары разрешены; однако шар номер 8 не может использоваться в качестве первого шара в комбинации. Если первое касание происходит с шаром номер 8, объявляется фол.

4.16. НЕПРАВИЛЬНО ЗАБИТЫЕ ШАРЫ
Прицельный шар считается забитым неправильно, если (1) этот прицельный шар забит при том же ударе, при котором совершено нарушение, или (2) заказанный шар упал не в назначенную лузу, или (3) перед выполнением удара был объявлен отыгрыш. Неправильно забитые шары остаются в лузах и засчитываются в пользу игрока, которому принадлежит конкретная группа шаров, сплошные или полосатые.

4.17. ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ, ВЫСКОЧИВШИЕ СО СТОЛА
Если со стола выскакивает какой-либо прицельный шар, объявляется фол и переход хода, в случае же выскакивания шара номер 8 засчитывается поражение в партии. Выскочившие прицельные шары не выставляются.

4.18. ФОЛЫ ПРИ УДАРАХ ПЕРЕСКОКОМ И МАССЕ
Хотя в случае, если на матче не присутствует судья, действует правило «только фолы на битке», игрок должен знать, что фол на битке засчитывается в том случае, если при попытке выполнить битком перескок, дуговик или массе с целью обойти мешающий пронумерованный шар, которого биток не должен касаться первым, этот шар приходит в движение (независимо от того, был ли он сдвинут рукой, поступательным движением кия или машинкой).

4.19. ИГРА ПО ШАРУ НОМЕР 8
Если очередным шаром является шар номер 8, падение в лузу битка или фол при выполнении удара не является поражением в партии, при условии что шар номер 8 не забит и не выскочил со стола. Игрок, вступающий в игру, получает возможность играть битком с руки. Примечание: шар номер 8 никогда не может быть правильно забит посредством комбинации, кроме случаев, если контакт с шаром номер 8 был первым в последовательности шаров.

4.20. ПОРАЖЕНИЕ В ПАРТИИ
Игроку присуждается поражение в партии, если он совершает одно из следующих нарушений:
1. Совершает фол в то время как забивает шар номер 8 (исключение: см. Падение в лузу шара номер 8 при разбитии).
2. Забивает шар номер 8 тем же ударом, что и последний шар своей группы.
3. В любой момент времени выбивает шар номер 8 со стола.
4. Забивает шар номер 8 не в назначенную лузу.
5. Забивает шар номер 8, когда он не является очередным шаром, то есть не является шаром, которого биток должен коснуться первым.
Примечание: все нарушения должны быть зафиксированы прежде, чем будет выполнен следующий удар, в противном случае считается, что нарушений не было.

4.21. ПАТОВАЯ ПАРТИЯ
Если после трех последовательных подходов к столу каждого игрока (всего шести подходов) судья приходит к выводу (или, в случае отсутствия судьи, оба игрока приходят к согласию), что попытка забить или переместить прицельный шар приведет к поражению в партии, шары заново выставляются в пирамиду, и тот же игрок, что и в начале патовой партии, снова выполняет разбитие. Правило патовой ситуации может применяться независимо от количества шаров на столе. Примечание: Три последовательных фола, совершенных одним игроком при игре в «Восьмерку», не являются поражением в партии.


5. ПУЛ «ДЕВЯТКА»

Во всех случаях, если только нет очевидного противоречия данных дополнительных правил, применяются Общие правила лузного бильярда. 

5.1. ЦЕЛЬ ИГРЫ
В «Девятку» играют девятью прицельными шарами, пронумерованными с первого по девятый, и битком. При каждом ударе биток должен сперва коснуться шара с наименьшим номером из находящихся на столе, но шары не обязательно забивать по порядку. Если игрок забивает шар правильным ударом, он остается у стола и продолжает свою серию до тех пор, пока не промахнется, совершит нарушение или выиграет партию, забив шар номер 9. После промаха вступающий в игру игрок должен выполнять удар из позиции, оставленной предыдущим игроком, но после любого фола входящий в игру игрок может поместить биток в любое место на столе. От игроков не требуется делать заказ при любых ударах. Матч заканчивается, как только один из игроков одерживает победу в требуемом количестве партий.

5.2. УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ
Прицельные шары устанавливаются в пирамиду в форме ромба, шар номер 1 находится вверху ромба и на задней отметке, шар номер 9 в центре ромба, а остальные шары в произвольном порядке, как можно плотнее друг к другу. Игра начинается ударом битка с руки из-за передней линии.

5.3. ОЧЕРЕДНОСТЬ РАЗБИТИЯ
Игрок, выигравший раскат, имеет право разбить пирамиду. В «Девятке» победитель каждой партии разбивает в следующей, если иное не оговорено организаторами турнира. Судейская коллегия турнира может заблаговременно установить одно из следующих правил:
(а) Игроки разбивают по очереди.
(б) Разбивает проигравший партию.
(в) В следующей партии разбивает игрок, отстающий в счете по партиям.

5.4. ПРАВИЛЬНОЕ РАЗБИТИЕ
Правила в отношении разбития не отличаются от тех, что относятся к другим ударам, кроме следующих:
1. Разбивающий игрок должен сперва попасть в шар номер 1 и либо забить шар, либо довести до борта по меньшей мере четыре пронумерованных шара.
2. Если биток забит в лузу или выскочил со стола, или не соблюдены другие требования к начальному разбитию, объявляется фол, и игрок, вступающий в игру, может играть битком с руки с любого места стола.
3. Если, выполняя разбитие, игрок выбивает шар со стола, объявляется фол, и игрок, вступающий в игру, может играть битком с руки с любого места стола. Прицельный шар не выставляется (исключение: если прицельный шар – шар номер 9, он выставляется).

5.5. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИГРЫ
При ударе, который непосредственно следует за правильным разбитием, игрок может сыграть «пуш-аут» (См. Правило 5.6). Если разбивающий игрок забивает при правильном разбитии один или больше шаров, он продолжает игру до тех пор, пока не промахнется, совершит нарушение или выиграет партию. Если игрок промахнулся или совершил нарушение, другой игрок начинает свою серию и играет, пока не промахнется, совершит нарушение или выиграет партию. Партия заканчивается, если шар номер 9 забит правильным ударом, или партия признана автоматически проигранной вследствие серьезного нарушения правил.

5.6. «ПУШ-АУТ»
Игрок, выполняющий удар сразу же после правильного разбития, может сыграть «пуш-аут», пытаясь переместить биток в более выгодное положение, имея в виду нижеследующий выбор. При «пуш-ауте» не требуется, чтобы биток касался какого-либо прицельного шара или борта, но все остальные правила в отношении нарушений остаются в силе. Игрок должен объявить о намерении сыграть «пуш-аут» до удара, в противном случае удар считается обычным ударом. Любой шар, кроме шара номер 9, забитый при «пуш-ауте», не засчитывается и остается в лузе. После правильно выполненного «пуш-аута» вступающий в игру игрок имеет возможность выполнить удар из сложившейся позиции или вернуть право удара игроку, выполнявшему «пуш-аут». «Пуш-аут» не считается фолом, при условии что не нарушается ни одно из правил (кроме Правила 5.8 и Правила 5.9). Неправильно выполненный «пуш-аут» наказывается в соответствии с характером совершенного нарушения. Если игрок при разбитии забивает в лузу биток, вступающий в игру игрок не может сыграть «пуш-аут».

5.7. ФОЛЫ
Если игрок совершает нарушение, он должен прервать свой подход у стола, при этом шары, забитые с фолом, не выставляются (исключение: если забит шар номер 9, он выставляется). Игрок, вступающий в игру, получает биток с руки; перед тем, как нанести первый удар, он может поставить биток в любое место стола. Если игрок совершает несколько нарушений в рамках одного удара, все они считаются как только один фол.

5.8. НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОПАДАНИЕ
Если биток первым касанием попадает не в шар с наименьшим номером на столе, объявляется фол.

5.9. НЕПОПАДАНИЕ В БОРТ
Если не забит ни один прицельный шар, и биток или любой из пронумерованных шаров не доведены до борта после касания битка с прицельным шаром, объявляется фол.

5.10. ИГРА С РУКИ
Если выполняется удар с руки, игрок может располагать биток в любом месте игровой поверхности стола, но не вплотную к прицельному шару. Игрок может изменять положение битка до выполнения удара.

5.11. ВЫСКОЧИВШИЕ ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ
Незабитый шар считается выскочившим со стола, если он останавливается за пределами игровой поверхности стола. Выскочивший прицельный шар(-ы) не выставляется (исключение: если прицельный шар – шар номер 9, он выставляется), и игра продолжается.

5.12. ФОЛЫ ПРИ УДАРАХ ПЕРЕСКОКОМ И МАССЕ
Если матч проходит без судьи, фол на битке засчитывается, в случае если при попытке выполнить битком перескок, дуговик или массе с целью обойти мешающий пронумерованный шар последний приходит в движение (независимо от того, был ли он сдвинут рукой, поступательным движением кия или машинкой).

5.13. ТРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ФОЛА
Если игрок совершает нарушение три раза подряд при трех следующих друг за другом ударах без правильного удара между ними, партия признается проигранной. Три фола должны произойти в рамках одной партии. Между вторым и третьим фолами должно быть сделано предупреждение. Серия игрока начинается, когда он имеет право выполнить удар, и заканчивается с окончанием удара, при котором он совершает промах, нарушение, или побеждает, или если он совершает нарушение между ударами.

5.14. ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ
При начальном разбитии игра считается начавшейся, как только выполняется удар наклейкой кия по битку. При разбитии должно быть совершено правильное касание шара номер 1. Игра заканчивается с окончанием правильного удара, при котором забивается шар номер 9, или если игроку присуждается поражение в партии вследствие совершения нарушения.



6. «14.1. с продолжением»
Во всех случаях, если только нет очевидного противоречия данных дополнительных правил, применяются Общие правила лузного бильярда.

6.1. ЦЕЛЬ ИГРЫ
«14.1» является заказной игрой. Игрок должен указать играемый шар и лузу. За каждый правильно указанный и забитый правильным ударом шар игрок получает одно очко и имеет право продолжить свою серию у стола до тех пор, пока не совершит промах или нарушение. Игрок может забить первые 14 шаров, но перед тем как продолжить серию ударом по пятнадцатому (и оставшемуся последним) шару на столе, 14 забитых шаров устанавливаются в пирамиду, как прежде, но место сверху пирамиды остается незанятым. Затем игрок пытается забить пятнадцатый шар таким образом, чтобы попасть в шары в пирамиде и он мог продолжить серию. Игрок, который наберет определенное количество очков (обычно 150 на значительных соревнованиях или любое согласованное количество в обычной игре) раньше своего соперника, побеждает в партии.

6.2. ИГРОКИ
2 игрока или 2 команды.

6.3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ
Стандартный набор прицельных шаров с номерами от 1 до 15 плюс биток.

6.4. ПИРАМИДА
Стандартная пирамида в форме треугольника, верхний шар которой расположен на задней отметке, шар номер 1 в правом углу от ставящего пирамиду, шар номер 5 в левом углу. Остальные шары располагаются произвольно и должны соприкасаться с соседними.

6.5. ВЕДЕНИЕ СЧЕТА
Любой шар, забитый правильным ударом, приносит игроку, выполнявшему удар, одно очко.

6.6 .НАЧАЛЬНОЕ РАЗБИТИЕ
Игрок, начинающий партию, должен либо (1) указать шар и лузу, в которую он забьет этот шар, и выполнить заказ, или (2) совершить касание битком прицельного шара, а затем борта, плюс довести до борта два прицельных шара. Несоблюдение какого-либо из этих требований является нарушением правил разбития. За каждое нарушение правил разбития на нарушившего игрока налагается штраф в размере двух очков. Кроме того, соперник может выбирать, либо (1) принять сложившуюся на столе позицию, либо (2) заново установить пирамиду и предложить повторить разбитие игроку, совершившему нарушение. Право такого выбора остается за игроком, пока правила разбития не будут соблюдены или пока он не примет сложившуюся позицию. В случае нарушения правил разбития правило трех последовательных фолов не применяется. Если игрок, начинающий партию, забивает биток при правильном разбитии, ему присуждается фол и штраф в одно очко, к которому применимо правило «Наказания в случае последовательных нарушений». Вступающий в игру игрок получает возможность играть битком с руки из-за передней линии, прицельные шары при этом остаются на месте.

6.7. ПРАВИЛА ИГРЫ
1. Игрок, правильно забивший шар, должен продолжить свою серию у стола до тех пор, пока не допустит ошибку при попытке правильно забить заказанный шар. Игрок может играть любой шар, но до выполнения удара он должен указать заказанный шар и заказанную лузу. Нет необходимости уточнять подробности удара, такие как попадание в прицельный шар другим шаром, битком, комбинации или касания бортов (все из которых отвечают правилам). Каждый шар, забитый дополнительно при правильном ударе, приносит игроку, выполнявшему удар, одно очко.
2. При выполнении любого удара игрок должен сначала совершить касание битком прицельного шара, а затем (1) забить пронумерованный шар или (2) довести биток или любой пронумерованный шар до борта. Несоблюдение этих требований является фолом. Если прицельный шар не касается борта, но находится на расстоянии диаметра шара от борта (расстояние определяется судьей, если необходимо, путем измерения), игроку разрешается выполнить только два подряд правильных отыгрыша по этому шару, используя только лишь ближайший борт. В случае использования такого отыгрыша этот прицельный шар при следующем подходе игрока у стола считается стоящим вплотную к борту. Если игрок намерен при своем третьем ударе совершить первоначальное касание битком этого прицельного шара, в действие вступают требования правила «Шары, стоящие вплотную» Общих правил лузного бильярда. (Примечание: Если игрок совершил фол непосредственно до или сразу же после удара по этому шару, в этом случае он сразу должен соблюдать требования правила «Шары, стоящие вплотную» при игре по этому прицельному шару. Также, если он совершил два фола подряд, он сразу должен соблюдать требования правила «Шары, стоящие вплотную» при игре по этому прицельному шару. Если такой игрок не соблюдает требований правила «Шары, стоящие вплотную» при игре по этому шару, считается, что он совершил третье нарушение подряд, и на него налагается соответствующий штраф, а также он штрафуется на одно очко за каждый из предыдущих фолов. Все 15 шаров выставляются в пирамиду, и игрок, совершивший нарушение, должен выполнить разбитие, как в начале игры.)
3. Когда забит 14-й шар пирамиды, игра приостанавливается, 15-й шар остается в своем положении на столе; 14 забитых шаров устанавливаются в пирамиду (место в пирамиде на задней отметке остается незанятым). Затем игрок продолжает игру, обычно забивая 15-й (или «подбойный») шар таким образом, чтобы биток отразился в шары, стоящие в пирамиде, и они раскатились, давая возможность продолжить серию. Однако игрок не обязан выполнять удар непременно по 15-му шару; он может выбрать любой шар по своему усмотрению. В случае если 15-й шар забит при том же ударе, что и 14-й, смотрите нижеприведенную таблицу:

БИТОК НАХОДИТСЯ

15-Й ШАР НАХОДИТСЯ В МЕСТЕ УСТАНОВКИ ПИРАМИДЫ НЕ В МЕСТЕ УСТАНОВКИ ПИРАМИДЫ И НЕ НА ПЕРЕДНЕЙ ОТМЕТКЕ* НА ПЕРЕДНЕЙ ОТМЕТКЕ*
В МЕСТЕ УСТАНОВКИ ПИРАМИДЫ 15-й шар: на заднюю отметку
Биток: в доме 15-й шар: на переднюю отметку
Биток: на месте 15-й шар: на центральную отметку
Биток: на месте
В ЛУЗЕ 15-й шар: на заднюю отметку
Биток: в доме 15-й шар: на заднюю отметку
Биток: на месте 15-й шар: на заднюю отметку
Биток: на месте
В «ДОМЕ», НО НЕ НА ПЕРЕДНЕЙ ОТМЕТКЕ* 15-й шар: на месте
Биток: на переднюю отметку
НЕ В «ДОМЕ» И НЕ В МЕСТЕ УСТАНОВКИ ПИРАМИДЫ 15-й шар: на месте
Биток: в доме
НА ПЕРЕДНЕЙ ОТМЕТКЕ* 15-й шар: на месте
Биток: на центральную отметку * т.е. мешает выставлению шара на передней отметке


4. Игрок может объявить отыгрыш вместо заказанного шара (из тактических соображений). Отыгрыши разрешены, но должны отвечать соответствующим правилам. Если совершен отыгрыш, серия игрока заканчивается и забитые шары не засчитываются. Любой прицельный шар, забитый при отыгрыше, выставляется.
5. Игрок не должен ловить, касаться или любым иным способом воздействовать на шар во время его движения к лузе или области установки пирамиды (включая ловлю шара, движущегося к лузе, рукой, в ней расположенной). Эти действия являются особым «умышленным нарушением» и наказываются штрафом в размере одного очка за нарушение плюс штрафом в 15 очков, всего 16 очков штрафа. Входящий игрок может выбирать, либо (1) принять сложившуюся на столе позицию, выполняя удар битком с руки из-за передней линии, либо (2) установить все 15 шаров в пирамиду и предложить игроку, совершившему нарушение, выполнить удар в соответствии с требованиями к начальному разбитию.
6. Если 15-й (незабитый) шар пирамиды и/или биток мешает треугольнику, опущенному вертикально вниз для установки пирамиды, обратитесь к таблице, которая описывает процедуру перемещения шаров. (Заштрихованные клетки показывают ситуации, когда шары не мешают и остаются на своих местах.)
7. Если игрок имеет возможность выполнить удар битком с руки из «дома» (например, после падения битка в лузу), а все прицельные шары находятся в «доме», то прицельный шар, расположенный ближе всех к передней линии, может быть выставлен по просьбе игрока на заднюю отметку. Если два или более шара находятся на одинаковом расстоянии от передней линии, игрок может определить, какой из равноудаленных шаров необходимо выставить на заднюю отметку.

6.8. НЕПРАВИЛЬНО ЗАБИТЫЕ ШАРЫ
Все выставляются. Штраф не налагается.

6.9. ВЫСКОЧИВШИЕ ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ
Объявляется фол. Все выскочившие шары выставляются после того, как шары прекратят движение.

6.10. БИТОК, ВЫСКОЧИВШИЙ СО СТОЛА/ УПАВШИЙ В ЛУЗУ
Вступающий в игру игрок имеет возможность выполнить удар битком с руки из-за передней линии, кроме случаев, когда в отношении нарушения соперника действуют положения Правила 6.7.2, 6.7.5 или 6.12 (см. ниже), предписывающие иное решение или процедуру.

6.11. ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ
За каждый фол налагается штраф в размере одного очка. Примечание: наказания за умышленные нарушения (Правило 6.7.5) и третий последовательный фол (нижеследующее Правило 6.12) более суровые. Вступающий в игру игрок принимает позицию битка на столе, если только причиной объявления фола не является выскакивание битка со стола, падение его в лузу, умышленное нарушение (Правило 6.7.5) или совершение третьего фола подряд.

6.12. НАКАЗАНИЯ В СЛУЧАЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
Если игрок совершает нарушение, он получает штраф в размере одного очка (или больше соответственно случаю), а ведущий счет делает пометку и объявление, открывая счет фолам игрока. Фол продолжает числиться за игроком до следующего удара, при котором фол может быть аннулирован, если удар сделан правильно. В случае несоблюдения этих требований при очередном ударе на игрока налагается штраф в размере одного очка. В этом случае за игроком числится уже два фола. Если в третьем подряд подходе к столу игрок не соблюдает требования правильно забить заказанный шар или выполнить правильный отыгрыш, он штрафуется на одно очко и дополнительно на 15 очков (то есть в сумме 18 очков за три последовательных фола получается -18 очков). Совершение третьего фола подряд автоматически закрывает счет фолов нарушителя. Игрок, к которому переходит право хода, может выбирать, либо (1) принять сложившуюся на столе позицию, либо (2) переустановить все 15 шаров в пирамиду и предложить игроку, совершившему нарушение, выполнить удар в соответствии с требованиями к начальному разбитию. Действуют правила в отношении начального разбития. Следует особо отметить, что последовательные нарушения должны быть совершены в последовательных подходах к столу (попытках игрока), а не последовательных сериях. Например, если игрок заканчивает шестую серию фолом, подходит к столу в седьмой серии и совершает нарушение (то есть у него два фола подряд), а затем в начале восьмой серии правильным ударом забивает шар и вторым ударом серии забивает биток в лузу, не считается, что он совершил три последовательных нарушения, несмотря на то, что нарушения произошли в трех последовательных сериях. Как только он правильным ударом забил шар в начале восьмой серии, числившиеся за ним два фола аннулируются. Однако, разумеется, перед первым ударом в девятой серии за ним числится один фол.

6.13. ЗАПИСЬ СЧЕТА
В результате вычитания штрафных очков счету может стать отрицательным. Текущий счет может быть «минус один», «минус два», «минус 15» и т.д. (Игрок может выиграть партию со счетом 150, в то время как соперник не набрал ничего, кроме двух фолов. Итоговый счет в этом случае будет 150 на -2.) Если игрок совершает нарушение при ударе, в результате которого не был забит шар, штрафные очки вычитаются из счета игрока, сложившегося по окончании предыдущей серии. Если игрок совершает нарушение и при том же ударе забивает шар, этот шар выставляется (не засчитывается) и штрафные очки вычитаются из счета игрока, сложившегося по окончании предыдущей серии.



Страницы 1
Рeйтинг: (Голосов:3)
Просмотров:3259
12 июня 2011 | 15:14
СПОРТКАЛЕНДАРЬ
« Июнь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

НАМ ИНТЕРЕСНО, УПОТРЕБЛЯЕТЕ ЛИ ВЫ ПИВО ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНАЖЕРКЕ ИЛИ ФИТНЕС-КЛУБЕ?






Другие опросы

 

О ПОРТАЛЕ

АС - ЭТО ПОРТАЛ О СПОРТЕ, ТУРИЗМЕ, АКТИВНОМ ОТДЫХЕ И ЗДОРОВЫХ УВЛЕЧЕНИЯХ

ИНТЕРВЬЮ - это эксклюзивные интервью настоящих легенд мирового спорта, выдающихся личностей и просто талантливых людей с активной жизненной позицией. Зырянов, Немов, Костомаров, Чащина, Ребо, Валуев, Поветкин, Невзоров, Роднина, Шмаров, Носов… И это далеко не полный список. Регистрируйтесь и читайте. 


БОЛЬШОЙ СПОРТ - это статьи, репортажи и яркие подробности спортивных событий, спорт в Воронеже, история воронежского спорта, занимательные истории и любопытные факты из спортивной жизни, биографии выдающихся спортсменов. 


ПУТЕШЕСТВИЯ И ТУРИЗМ – это уникальные и эксклюзивные фотографии и статьи – собственные яркие впечатления корреспондентов портала и наших привилегированных читателей, побывавших в разных уголках мира – на полудиких экзотических островах и в развитых странах Старого и Нового света. Это история воронежского спортивного туризма и истории о приключениях воронежских туристов. 


ВСЁ О РЫБЕ И РЫБАЛКЕ – это рассказы о том, где можно рыбачить в Воронеже и области, полезная информация о приманках и снастях, рассказы о выдающихся уловах и советы бывалых рыболовов.


СПРАВОЧНАЯ ЖУРНАЛА АС – это информация для родителей, выбирающих в какую спортивную секцию отдать ребенка, словарь спортивных терминов, советы начинающим спортсменам.   


Помимо статей и полезной информации, на сайте вы найдете десятки тысяч уникальных фотоматериалов в рубриках ГАЛЕРЕЯ и ФОТОГРАФИИ.